Бурная ветреная осенняя ночь

Бурная ветреная осенняя ночь. Стремительно катит свои пинясти волны Донец Северский. Глухо шумит пралес. Кое-где над глубокими пропастями виднеются сторожевые башни. Капризные блики костров отвергают на деревья, кустарники мерцающие тени. Сказочными кажутся вдруг выныривая из темноты, скуластые лицо половчан островерхие шапки, тулупы, вывернутые шерстью вверх. На диких зверей сбрасываются конные часовые, застывшие в немом раздумье, словно вырезанные рукой скульптора, пристально всматриваются они в противоположный берег, а древний Донец несет дальше свои волны ...
Дин, Донец, Днепр, Днестр, Души совсем они имеют почти одинаковое звучание, близкое морфемной структуры. Общая для этих гидронимов корневая морфема давний ирано-осетинской группе языков означало «не что иное, как вода, река. Можно предположить, что реки Дон, Донец получили свои названия от скифо-сарматов, среди которых значительную часть составляли выходцы из древнеиранской племен. Так, известный исследователь лингвист В.И. Акаев, исследуя первоначальный состав древней названия реки Днепра (по античным источникам - Данаприса), высказал интересную мысль о сочетании в названии Данаприс двух основ - существительного дан и прилагательного мая, которые в ирано-осетинской группе языков означали понятие "глубокая река". Река же Донец (малый Дин) хотя и получила в своем названии на древнерусском языковой почве суффикс - ець (обозначающие оттенок здрибнилости), но фактически была достаточно серьезной преградой, своеобразным пограничьем между диким половецким полем и территориями Древней Руси. Это была граница на берегах и землях которого вспыхивали короткие, но острые столкновения между всадниками половецкими и женами русичей. На высоких берегах строились сторожевые башни, городища. Такими в дымке древних легенд возникают перед нами поселка Старый Салтов и Верхний Салтов, последний в 6 - 7 ст. нашей эры засвидетельствовал себя как центр культуры, один из административных центров - форпостов Половецкой земли. Д: Г. Багалей называет Салтовское городище "каменным городом. Оно было обложено камнем и своей архитектурой напоминало построен византийцами в V веке нашей эры в Степном Крыму Саркел Хазарский. В 1948 году исследователями салтовской культуры было найдено Верхнесалтовского некрополь - своеобразное захоронения. Около двух тысяч разных вещей - и среди них фрагменты ткани с многими драгоценными-украшениями, железные тесла, ножи и боевые топоры, кинжалы, серебряные ножны, браслеты, серьги; серебряные и золотые перстни. В одной из катакомб археологи нашли скелет лошади с бронзовыми украшениями у уздечки. Через Салтовская местность прилегали военные пути русских дружин, которые шли защищать родную землю от нападений кочевых племен половцев и печенегов. Так, в выдающейся памятке Киевской Руси, шедевре народно творчества и живой устной восточнославянской речи - "Слове о полку Игореве" удостоверяется ряд географических названий, связанных с давней Салтивщинюю. «Вотъ запелы готские красные деви; звена русскимъ золотомь поютъ оне время Бусово, лелеютъ месть Шаруканову. Бусов Яр, протянувшийся на расстояние пятнадцати километрах восточнее поселка Верхний Салтов, был назван как считает часть исследователей, Бусова или в честь известного победами половецкого хана Буса, или, по другим предположениям, - в память казненного в IV ст. н. е, приморскими готами царя антов-славян Бооза. Сама же название Салтов достигает глубокой древности. Можно предположить, что это тюркизм. По В.В. Ладновым одним из определений лексемы - Салт - есть «легко вооруженный всадник без поклажи. В А. Брюкнера - это копик (всадник). Итак, в далекие времена легко вооруженные воины - Салтыкова - были, очевидно, пограничной стражей половчан. Они первые извещали ханскую ставку о нарушении границ. Дозорные караулили и днем, и ночью, сообщая о приближении, врага большими кострами или факелами, которые зажигали на вышках городищ. Народная этимология хранит еще одно толкование названия Салтов. Так, в былинах, сказаниях, наконец, в древнерусском эпосе «Слово о полку Игореве» удостоверяется лексема с а л т а н ь. Автор "Слова", страстно призывая к объединению русских земель вспоминает талантливого галицкого князя Ярослава Осмомысла. «... Осмомысл Ярослав! .. ты открываешь ворота Киеву, стреляешь ты с родительской золотого престола в Салтане, что за землями ... »'• Древнерусское слово" с а л ь т а н ь "является, вероятно, поздним заимствованием из турецкой, в которую оно попало из арабского языка. Этот своеобразный арабизм означал - обладатель, владыка, царь. Со временем от существительного салътанъ образовался притяжательное прилагательное салътановъ в связи с фонетическим изменениям (упадком редуцированных, удлинением этимологического звука - о, произношения) возникла форма Салтане. Постепенно притяжательное прилагательное заменился упрощенной форме С а л т и в (выпал суффикс-АН). Народные легенды свидетельствуют, что в древности кочующие племя половецкого, а возможно и печенежского происхождения, которое называло себя «Салтане», учредило на правом берегу Динпя укрепленное городище. От жителя поселка Старый Салтов 89-летнего Ильи Тарасовича Журбы в 1966 году нами была записана древняя повествование о названии своего села: «Когда здесь, на этом месте, большая дряговина была. Бедствовали люди. Мало что приносило. А потом пришла еще сюда война, турки пришли. Пожелали они всех русских людей потурчиты, в свою веру принять, а кто не подчинялся, того с семьей секли саблями, кололи копьями, сжигали на кострах живьем. Выстелили турки костями дряговину и основали здесь Нижнее городище, назвав его Салтов. А за три километра на большой горе, где до сих пор виднеются остатки каменного города, вырыли себе «гробницы» ... там до сих пор их мертвецы похоронены ... Но один из турецких военачальников, убегая от русских воинов, успел на берегу закопать шапку с золотых талеров ... »В 1659 году Салтовское городище по приказу царя Алексея Михайловича был заселен переселенцами - беглецами, которые прибыли сюда вместе с войском гетмана Якова Остряницы. Известно »что в настоящее время около 670 черкасов (тогда так называли украинские) под руководством атамана Ивашка Андреевича Семенова« отдались на дресветлую государеву милость »и поселились« по государеву указу, на сыромъ корню, на Северский Донце, на Салтовском городище, на татарским брода , где прежде былью Каменный город ... »Местность представляла собой, с одной стороны, дикие заросли, а с другой - без межне поле. Казацкая золога была достаточно далеко и от Белгорода, и от Чугуева. Крымские и ногайские татары периодически совершали молниеносные нападения на «калангородкы», грабили. Села, сжигали небольшие города, стояли под стенами Чугуева. Трудно было, Салтовское железе противостоять им. В челобитной царю, в частности, писалось о том, что «бегаты имь к таким степовым местамь, къ Бельгороду, къ Чугуеву для того,. Чтобы укрыться будеть очень далеко ..."



Царь Алексей Михайлович разрешил им построить город «со всеми крепости ...», послал к ним воеводу. Позже, в начале XVIII века, по грамотой Петра I, была основана слобода Нижний Салтов, которая была через некоторое время переименован в Старый Салтов. Голод и безземелья, непосильные налоги вынуждали салтивчан оставлять свои дома. О трагедии обиженного крестьянина рассказывала известная в те времена старинная песня «О сером ...»



Ой, и загрустил бедный беднота -

Отец - мамочка помирю:

И избила беда,

И избила и не одна.

«Ой, запрягу я волы

Во все четыре повозки.

Мне еще в Донец рыбы брать »

За ним сотский еще и атаман

Хотят в рекруты взять ...

Розливайся, Динче - брат,

Кругом вода обтекла

Гейг не, радуйтесь, враждебные супостаты,

Уже беднота и убежала!





http://tvoj.kharkov.ua/history/hst.php?r=43

1 комментарий :